-

  Солнечный форум - форум для общения жителей Солнцево Портал Солнцево Мои фотографии, сайты, призы и грамоты Бесплатный фотобанк Написать администратору

 

- Полезные статьи фотографу

 

РЕКОМЕНДУЮ:

рекомендуем

Если вы встретите на страницах сайта упоминание, то знайте * Суд признал «экстремистской» и запретил в России деятельность корпорации Meta, а также ее платформ Facebook и Instagram

Рекомендуем

Айфон

Огромные

Рекомендуем

Видеорегистратор с GPS, антирадаром, с 3-мя камерами

Рекомендуем


суперакция

Поздравить

iPhone X - 7990

Наша группа в ВК

Мы в однокласниках

Подпишись на рассылку

Рассылка авторских цифровых шаблонов для Photoshop разной тематики с возможностью их бесплатного скачивания. В рассылку также включаются клипарты, прибамбасы для фотошопа, электронные журналы, програмное обеспечение фотографической тематики и др. Переодичность выпуска рассылки - 1 раз в 2-3 недели.

------

САЙТ ФОТОГРАФА СОЛНЦЕВО




ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:


Авторское право фотографа в сети

Обезопасить свои снимки от кражи легко — нужно всего-навсего не фотографировать. Но как только вы нажали на кнопку спуска, считайте, ваш снимок уже под угрозой. С каждым годом растет число нарушений прав авторов, и фотографы в этом отношении наиболее уязвимы. Такая ситуация объясняется несколькими причинами: простотой использования цифрового изображения, которое исходит из самой его природы, незащищенностью интернета с точки зрения правового регулирования и неведением собственных прав авторами. Собственно, вопрос: как же быть? Конечно, можно полностью самоустраниться из цифрового пространства и перейти на использование аналоговой техники. Хранить отпечатки при этом будет безопаснее всего в сейфе. Безусловно, под тремя замками. Не распечатывая. Сидя тихо, никому об этом не сообщая. Но современные реалии не позволяют фотографу, желающему получить признание или хотя бы критический комментарий коллег «горизонт завален», вести затворнический образ жизни. Придется смириться: в любой момент вашу фотографию, опубликованную в интернете и пересланную по электронной почте, может воровским нажатием клавиши скопировать

пользователь Сети с целью, о которой вы, скорее всего, узнаете случайно. Если, конечно, вообще узнаете. Но все-таки ситуация не безнадежна. Зная основные принципы авторского права и впрок обеспечивая доказательственную базу своего авторства, фотограф может рассчитывать на максимальную защиту снимка. Об этом мы и расскажем в следующем материале, также попросив наших читателей и знакомых фотографов поделиться случаями нарушения авторского права из их практики.

РОЖДЕНИЕ АВТОРА

Многие фотографы думают так: чтобы снимки защищались авторским правом, нужно соблюсти ряд формальностей по отношению к своим работам, например, зарегистрировать их в авторском обществе или проставить на каждой фотографии специальный знак охраны. А когда их снимки бесстыдно крадут, только разводят руками: «Ну я же не поставил на фотографии значок копирайта — значит, сам виноват». Что на самом деле не так. Чтобы работа охранялась, фотографу не нужно делать ничего, кроме как нажать на кнопку спуска камеры. Снимок записался на карту памяти — значит, он уже под охраной. Авторское право на фотографию возникает в силу факта ее создания; причем вне зависимости от того, художественная это фотография или нет, была ли она сделана для выставки или для личного домашнего архива, является ли ее автор профессионалом или любителем, состоит ли в фотографических обществах или нет — закон защищает права всех. Другое дело — идеи, которые под охрану не попадают. Поэтому, если вы в порыве чувств поделились с товарищем концепцией гениального кадра, а он ее воплотил, авторское право на снимок будет принадлежать ему. В то же время автором произведения является тот, кто внес творческий труд в его создание. Поэтому лица, оказавшие техническую, материальную и иную поддержку в создании фотографии, авторами не считаются. Например, если ваш коллега одолжил вам свою фотокамеру, то, разумеется, никакими правами на фотографии он не обладает. Однако зачастую бывает так, что в съемке принимают участие визажисты, стилисты, модели и другие люди, которые тоже вносят творческий вклад в создание фотографии. И если между участниками не обговорены условия использования снимков, может возникнуть конфликт. По общему правилу авторское право на фотографии принадлежит фотографу, другие участники обладают правами на созданные непосредственно ими произведения, используемые в процессе съемки. Тем не менее каждый случай индивидуален. И из общего правила бывают исключения. Интересен прием из судебной практики, когда суд удовлетворил иск фотомоделей о признании за ними авторских прав на проект «Сибирские амазонки на фоне дикой природы». Суд согласился с доводами «амазонок» о том, что основную творческую работу сделали именно они (выбирали места съемки, костюмы, образы). Фотограф же, по мнению истцов, был соавтором.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЮ ФОТОГРАФИЮ?

Но даже обретя уверенность в том, что вы являетесь обладателем авторского права на свою фотографию, как уберечь ее от кражи? Увы, защитить свой снимок практически невозможно, а доказать факт нарушения в интернете крайне тяжело в силу изменчивости природы электронной информации: сайты постоянно обновляются, меняют адреса и так далее. Кроме того, нарушитель может одним нажатием клавиши устранить все свидетельства незаконного использования произведения.
Но это отнюдь не означает, что автор связан по рукам и ногам и не должен отстаивать и защищать свои права. Чтобы было легче доказать свое авторство или не пришлось доказывать его вовсе, нужно заранее создать доказательственную базу. Обладая простыми знаниями о цифровом изображении и некоторыми навыками работы в графическом редакторе, фотограф может частично оградить себя от неприятных ситуаций.

НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ ДАННЫЕ

Говоря о цифровой фотографии, стоит отметить важный момент — довольно размытые границы между понятиями «оригинал» и «копия». В аналоговой фотографии оригиналом является негатив, а экземпляром — позитив или отпечаток. В «цифре» копией может быть как отпечаток, так и электронная версия фотографии. Причем отличить цифровой оригинал от цифровой копии невозможно. Сами изображения совершенно идентичны, но файлы, которые их содержат, отличаются друг от друга. При каждом копировании создается новый файл, в который записывается информация из первоначального, а в параметре «свойства» фиксируется дата и время его создания. Кроме того, цифровые фотокамеры позволяют сохранять в момент съемки дополнительную информацию о снимке (метаданные) в файле изображения. Эта информация включает в себя самые разные сведения: тип файла, размер, время и дату съемки, модель камеры, диафрагму, выдержку, светочувствительность, номер кадра. Кроме данных, записывающихся автоматически, можно внести дополнительные сведения об авторе фотографии и правообладателе, написать свой комментарий. Предусмотрены также способы защиты метаданных от искажения и удаления. Такое управление цифровыми ресурсами не только очень удобно в работе фотографа, но и во многом может послужить доказательством права авторства на тот или иной снимок. Речь идет, конечно, о тех случаях, когда изображение не подвергалось изменению, и EXIF-файл остался в сохранности.



К сожалению, это происходит далеко не всегда. Например, если автор не установил защиту метаданных, они могут быть легко удалены или исправлены, а при переводе изображения в другой формат вся информация о нем уничтожается автоматически.

ОТПЕЧАТКИ НЕ ВРУТ

Самый простой способ защитить цифровую фотографию — распечатать ее на бумажном носителе, перед тем как опубликовать в интернете.

На снимке будет указана дата и время печати, которая, разумеется, будет более ранней, чем дата появления контрафактного экземпляра. Можно пойти и дальше: отправить себе этот
отпечаток по почте, не раскрывая при этом конверт до необходимости доказать свое авторство: дата на нем, соответственно, будет также более ранняя, нежели дата появления снимка у нарушителей.

СИМВОЛ ЗАЩИТЫ

Для оповещения третьих лиц о своих авторских правах фотограф вправе помещать на каждом экземпляре фотографии знак копирайта. Это легко сделать при помощи графического
редактора. Более надежно размещать символ © в самой значимой части фотографии — так, чтобы его невозможно было без ущерба стереть. Правда, это довольно затрудняет восприятие изображения, особенно если оно содержит много мелких деталей. Поэтому, чтобы не портить впечатление от просмотра, авторы чаще располагают копирайт в самой неприметной части снимка, да еще и в ничтожно малом размере. Удалить такой знак не составляет особого труда. Кроме традиционного знака копирайта автор может указать на снимке любую информацию об авторском праве, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо содержит условия использования фотографии. Так, например, символ в форме полупрозрачной буквы «С» использует компания Corel; аналогичный способ применяет Эрмитаж, с той лишь разницей, что вместо латинской «С» на снимках простав

ПИКСЕЛИ В ПОМОЩЬ

Еще один способ защиты цифровой фотографии — создание специфических отличий между оригиналом и копией, которую автор собирается публиковать в интернете. Например, изображение можно кадрировать по краям на 3-4 пикселя и сохранить как отдельную фотографию для размещения в Сети. В случае незаконного использования снимка для подтверждения авторства достаточно будет предъявить полную версию фотографии. Правда, определить на глаз разницу в 3-4 пикселя довольно трудно, поэтому придется доказать еще и это различие. Конечно, можно отрезать по краям и 6, и даже 10 пикселей, но, пожалуй, редкий фотограф решится на такое безжалостное обращение со своим произведением.

Изменение размера (как способ защиты) используется для передачи изображения по электронной почте, а также в тех случаях, когда требуется предоставить так называемые превью. Как правило, это изображения не самого высокого качества, поскольку уменьшаются за счет сжатия, а значит, потери некоторой информации.

Все перечисленные методы очень просты и доступны практически каждому пользователю. При этом специалисты советуют не ограничиваться только одним способом, а применять их все в совокупности.

СЕРЬЕЗНЫЙ ПОДХОД

Серьезные агентства, фотобанки, а также многие издания, заинтере-
сованные в сохранности своих фотографий, вынуждены прибегать к более сложным и дорогим техническим средствам защиты. Например, цифровой водяной знак, который представляет собой цифровой код — информацию, которая добавляется к цифровому контенту в виде «шума» и может быть позднее обнаружена или извлечена при помощи специальной программы. Технология цифрового водяного знака берет начало в науке стеганографии (греч. «скрытое письмо»). Это раздел математики и криптологии, разрабатывающий методы скрытия данных.

Поскольку видимый водяной знак аналогичен знаку копирайта, о котором говорилось выше, стоит подробнее остановиться на использовании скрытых цифровых данных.

Принцип внедрения невидимого цифрового водяного знака довольно прост. При помощи специальной программы водяной знак встраивается в изображение и сохраняется в нем до тех пор, пока владелец авторских прав не идентифицирует его, используя ту же самую программу и свое кодовое слово. Поскольку спрятанная информация — это всего лишь «шум», ничто не выдает его присутствия в изображении. Более того, чтобы использовать чужое произведение, пирату недостаточно будет просто распознать зашифрованные данные — необходимо будет удалить их, а сделать это не так-то просто.

Сегодня существует множество программ, позволяющих внедрять водяные знаки в цифровое изображение. Пожалуй, самой известной является технология PictureMark фирмы Digimark.

Эта компания также разработала программу Marc Spider. Поисковый «паук» отслеживает все случаи использования защищенного произведения, а затем оповещает о них владельца по электронной почте.

С каждым годом появляются более совершенные технологии внедрения водяных знаков в цифровой контент. На Западе в их разработку и развитие вкладываются огромные средства. Крупнейшие компании, такие как Microsoft и Kodak, успешно используют систему водяных знаков для защиты своей продукции. В России подобные явления пока редкость. Широкомасштабному внедрению западных технологий мешают языковые барьеры, а также непривычность и дороговизна.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ФОТОГРАФИЮ УКРАЛИ?

Собрав, наконец, неопровержимые факты, автору предстоит решить не менее сложную проблему: кому предъявлять иск в случае кражи? Владельцу сервера, веб-сайта, хостинг-провайдеру? Требование принято предъявлять непосредственному нарушителю, то есть владельцу конкретного ресурса. Однако зачастую довольно трудно определить, кто является создателем сайта. В таком случае к ответственности следует привлекать хостинг-провайдера, поскольку именно он предоставляет «электронное пространство» для пользователей. Можно сделать распечатку веб-страницы, на которой было размешено произведение и заверить ее у нотариуса. Автор вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации. Доказательством будет также протокол осмотра конкретного сайта, выданный нотариусом. Если автор докажет, что нарушитель сумеет скрыть следы преступления, процедура осмотра может происходить без оповещения и в отсутствии заинтересованных лиц, то есть нарушителей. Конечно, в случаях нарушения авторских прав — и это касается не только нарушений в пространстве интернета — конфликт априори лучше не доводить до суда, а постараться решить его в частном порядке. Однако, как показывает практика (в том числа и примеры, опубликованные в этом материале), нарушители редко готовы вступать в мирные переговоры.

О ДИВНЫЙ ЦИФРОВОЙ МИР

К сожалению, интернет остается наименее защищенной сферой с точки зрения правового регулирования. Многие специалисты считают, что при создании законодательной базы в сфере авторского права необходимо учитывать специфику киберпространства и разрабатывать специальные нормы. Но пока такие нормы не введены, мы собрали полезный материал, который касается защиты прав в интернете и вам, безусловно, пригодится; если же вы хотите углубить свои знания, то всегда можете обратиться к четвертой части Гражданского кодекса и узнать подробно о своих правах и их защите.

И еще: не спешите расстраиваться, если вашу фотографию украли — ведь в большинстве случаев это удел достойных фотографов. Взять хотя бы не далее как в этом году нашумевшую историю с кражей фотоснимка: случай этот знаменателен не только тем, что на фотоконкурс участником была подана чужая фотография, но и тем, как она была подписана: Анна Брессонова. Как думаете, чьи авторские права были нарушены в данном случае?

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В мемуарах известного советского фотографа Валерия Генде-Роте описан интересный случай.

В начале 60-х годов на встречу с молодыми советскими фотографами приехал известный американский фотокорреспондент Артур Ротштейн. Впоследствии в своих воспоминаниях Генде-Роте напишет: «Артур Ротштейн в то время работал в журнале Time и занимался довольно странным делом (на наш взгляд в те времена...): собирал «бумажки» с объектов съемки, в которых последние давали разрешение на публикацию своих изображений на страницах журнала». Потом Валерий Альбертович поменял свою точку зрения. «Вопросы фотографической этики представляются мне сегодня достаточно важными, особенно с повсеместным распространением репортажа так называемой скрытой камерой. Правда, сам я «бумажек» не собираю, но вопросы публикации некоторых фотографий специально согласовываю» — писал он в своих воспоминаниях.

Право гражданина на собственное изображение является одним из важных прав, которое, однако, не входит в институт авторского права, но оказывает на него существенное влияние.

Мы решили уделить ему внимание, поскольку вопросы, касающиеся использования снимков с изображением людей — одни из самых часто задаваемых, а незнание ответов приводит к ситуациям, когда вы, того не ведая, сами в качестве фотографа становитесь нарушителем. Итак, согласно закону, опубликование изображения человека возможно только с его согласия, а в случае его смерти — с согласия детей или супруга, при их отсутствии — родителей. Таким образом, во избежание конфликта фотограф обязан получить разрешение на публикацию фотографии от изображенного на ней лица. В некотором смысле данная норма ущемляет права авторов, ограничивая их в свободе использования своих произведений. Поэтому из общего правила есть ряд исключений, о которых фотографу необходимо знать.

Так, допускается без согласия лица и его близких обнародование изображения для государственных, общественных и публичных интересов. Что именно следует здесь понимать под государственными или общественными интересами, не раскрывается.

В юридической литературе указывается на случаи портретного изображения государственных и общественных деятелей, помещения в средствах массовой информации изображений лиц, разыскиваемых по подозрению в совершении преступлений и так далее. Отличительной особенностью этих и иных подобных случаев является то, что использование произведений происходите целью информирования общества о лице, а не о произведении, на котором оно изображено. Фотосъемка государственных и общественных деятелей, осуществляемая без их ведома на неофициальных мероприятиях, может быть рассмотрена как вмешательство в их частную жизнь.

Далее допускается свободное использование изображения в том случае, если оно было получено в месте, свободном для посещения (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях), если такое изображение не является основным объектом использования. К сожалению, нет четко сформулированного определения этого понятия, что создает некоторые трудности. Специалисты в области авторского права полагают, что постер с изображением, к примеру, известного музыканта будет считаться основным использованием, поскольку без него создание данного плаката утратило бы смысл. Так же как и обложка журнала без фотографии звезды не притягивала бы покупателя. Что касается групповых фотографий, то здесь ситуация более сложная. К примеру, если на переднем плане снимка крупно изображена бабушка с портретом Ленина, а на заднем — демонстрация коммунистов, будет ли такое изображение основным объектом использования, или возможно свободно опубликовать подобную фотографию? По мнению некоторых юристов, ответить на этот вопрос точно может только эксперт, а окончательное решение о правомерности использования установит суд. Наконец, допускается свободное использование изображения гражданина, если он позировал за плату. В данной ситуации предполагается, что человек заранее знает о будущем использовании фотографии и не возражает против этого.


НАИБОЛЕЕ ЧАСТО НАРУШАЕМЫЕ В ИНТЕРНЕТЕ ПРАВА ФОТОГРАФОВ

Право авторства, то есть право признаваться автором фотографического произведения. Именно оно гарантирует защиту ваших интересов как фотографа в случае плагиата (присвоения результата чужого творческого труда). Право авторства неотделимо от личности автора, оно возникает с момента создания произведения и охраняется бессрочно (так, Пушкин всегда будет значиться как автор произведения «Евгений Онегин»), Нарушением данного права является не только присвоение чужого авторства, но и приписывание фотографу авторства на произведения, которых он не создавал.

Право на имя. Фотограф вправе использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Часто практикуется указание имен фотографов в общем списке (в начале или конце издания). Если в договоре с фотографом это не предусмотрено, такое указание является нарушением права на имя. Поэтому во избежание конфликтов стороны должны заранее предусмотреть в договоре порядок указания авторства.

В рекламной фотографии и вовсе не принято подписывать имя фотографа, так как это является лишней информацией, не относящейся к рекламируемому товару. В таком случае у вас должны получить согласие на то, что фотографии будут использоваться без указания вашего имени.

Важнейшим правом фотографа является право на неприкосновенность своего произведения и защиту его от любого изменения и искажения. Согласно этой норме нарушением будет не только кадрирование фотографии, устранение или добавление новых элементов, но и замена цвета, создание коллажа с элементами чужого фотоснимка.

Право на доведение своего произведения до всеобщего сведения таким образом, «что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору». Это означает, что фотограф вправе разместить свой снимок в Сети, а любое использование в интернете фотографии без согласия автора является нарушением.


ТЕКСТ ПОДГОТОВИЛИ: СВЕТЛАНА БАЛАШОВА И НИКА МАХЛИНА
DigitallPhoto 112 (Август 2012)
www.Digital-Photo.ru

Рекомендуем:

Подписка на обновления сайта RSS

Большая подборка литературы и Уроков по Photoshop здесь


Разное

Шаблоны и календари

Школьному фотографу

------


07,07,2018

Подарок любимой

С НОВЫМ ГОДОМ!

Супер футболки

Принт

Рекламные объявления

Рекомендуем

-----

------

-----

Студентам

Статистика

Яндекс.Метрика






!

Курсы по фотошопу

Скрипт