Фотосъемка в зоопарке
В зоопарк лучше отправиться в будний день. Желательно утром, сразу после открытия. Людей в это время немного, а животные еще не успели устать от посетителей. Дождь и плохая погода еще не повод, чтобы отка- заться от съемки в зоопарке. В такую погоду обычно не так многолюдно. Разные животные по-разному реагируют на погоду. Страусы и верблюды любят жару, а белые медведи, волки, львы могут спрятаться в тень и спать весь день, спасаясь от палящих лучей солнца.
Расписание кормления животных и план их
размещения
Выясните часы кормления животных. Также полезно узнать
план размещения. Старайтесь не снимать спящих животных. Они не всегда интересно
выглядят на снимке. Лучше погуляйте по зоопарку и дождитесь, ког- да животных
будут кормить, или покорми- те их сами, если это возможно. Животные охотнее
выползают из клеток на запах еды. Приготовьте корм заранее. В зоопарках его
обычно продают на входе. Это вызовет ин- терес к вам у животных. Лучше, когда
один человек кормит, а второй снимает. Ловите момент, когда животное смотрит в
объектив. Чтобы привлечь внимание, можете издать какой-нибудь звук. Очень
интересно наблю- дать и снимать зверей во время еды.
Техника съемки
Для съемки понадобятся
быстрая техника, а также реакция и терпение. Чем меньше время срабатывания
затвора, тем лучше. А если ваша камера снимает медленно, про- считывайте
события. Если животное носит- ся по клетке, бесполезно гоняться за ним, водить
камерой вслед, ловить смазанные «хвостики». Сделайте несколько снимков в серии,
если камера достаточно скоростная, или наведите фокус на предполагаемое рас-
стояние, нажмите наполовину кнопку спуска и ждите. Как только непоседа окажется
в кадре, нажимайте кнопку до конца. При съемке животного в движении вы- держка
должна быть короткой, иначе полу- чите смазанный кадр. Максимальное значе- ние
выдержки —1/250–1/500 с. При съемке в движении лучше использовать автоматиче-
ские настройки или режим приоритета выдержки — Tv. В этом случае диафрагма будет
выставляться автоматически. Либо установи- те режим «Спорт». Желательно, чтобы
объектив и камера меньше шумели. Когда объектив или камера громко жужжит,
животные могут испугаться и убежать. Для съемки животных подойдут телеобъективы.
В компактных камерах исполь- зуйте оптическое приближение
При съемке соблюдайте осторожность
Снимать клетку издалека через решетки и сетки не стоит: животные в клетках смо- трятся плохо. Желательно подойти вплот- ную к клетке, но не следует пренебрегать правилами безопасности. Будьте осторожными. Птицы могут клювом нанести неожи- данный удар по лицу, рукам, повредить технику. Обезьяны могут высовывать пальцы из клетки, кусаться и т. д. Старайтесь держать ситуацию под контролем. Если вы не одни, попросите партнера понаблюдать за животными и немедленно предупредить о приближении зверя. Помните, что животные могут наносить удары молниеносно. Их реак- ция намного быстрее, чем у человека. Если возможно, просуньте объектив в ячейку клетки. Бленду при этом лучше за- ранее снять . В этом случае поможет зум: глубина резко изображаемого пространства уменьшится и все лишнее будет размытым. Задняя часть клетки, посуда для кормления, остатки еды, клочья шерсти не украшают кадр. Наводите фокус на глаза. Если даже часть головы будет нечеткой, а глаза останутся в фокусе, снимок будет удачным. Если не по- лучается передать в фокусе оба глаза, сфоку- сируйтесь на ближнем Если объектив камеры не проходит сквозь прутья клетки, приблизьте его к клетке, установите большое оптическое приближение и максимально откройте диафрагму. Передний план потеряет резкость, и прутья станут не- заметными Поэкспериментируйте с углом наклона камеры — найдите положе- ние, когда прутья практически исчезнут. Старайтесь скомпоновать снимок так, что- бы максимально убрать «ощущение зоопарка». Пусть на снимках будет как можно меньше всего, что напоминает неволю: решеток, сетки, посуды, домиков, корма, остатков еды Захватите лучше камни, деревья .
Освещение
Даже в солнечную погоду в клетках обычно мало света. Вспышкой лучше не пользовать- ся. Яркий свет раздражает животных, может их сильно напугать, они могут спрятаться в домике. При съемке животных со вспышкой вы получите свечение глаз разного цвета. Это зависит от животного, его возраста. Однако при съемке в контровом свете, а также в условиях недостаточного освещения трудно обойтись без заполняющей вспышки. Многие животные, особенно мелкие, постоянно носятся по клетке, поэтому установите чувствительность на максимально приемле- мый уровень, если съемка ведется в про- граммном или ручном режиме. Но если и это не помогает, а вспышку нужно включить, при- клейте на вспышку скотчем кусочек бумаги, чтобы рассеять свет. В солнечный день постарайтесь по воз- можности встать так, чтобы животное осве- щалось сбоку солнцем, когда вы направили на него свою камеру . Такое осве- щение подчеркнет фактуру — шерсть или перья, тени будут интересными. Попробуйте встать так, чтобы солнце было за вами и под углом к животному. Наклоните камеру немного вниз, наведите на животное, нажав наполовину спуск. Дождитесь удачного момента и снимайте .
Компоновка кадра
Оставляйте немного пространства перед взглядом животного. Лучше отрежьте сзади, за затылком. Такие снимки будут выглядеть привлекательнее и естественнее. При круп- ноплановой съемке оставляйте немного места для кадрирования и запас для печати. Выстраивайте кадр соответственно пропорциям животного .
Съемка за стеклом
Когда животные находятся за стеклом, при- меняйте другие правила. Если камера позво- ляет, можно установить на объектив поля- ризационный фильтр. Так удастся избежать бликов в кадре. При съемке через стекло прислоните объектив вплотную к стеклу . Постарайтесь выбрать самый чи- стый участок стекла. Если нет возможности приблизиться к стеклу, увеличьте зум и сфокусируйтесь на глазах животного. От применения вспышки лучше отказаться, чтобы избежать бликов и не на- пугать животное. Настройте чувствитель- ность на высокое значение. Тогда вы сможете использовать короткие выдержки.
Точка съемки
Многие животные меньше человека. Если вы будете снимать стоя, с высоты глаз чело- века, то пропорции и восприятие животно- го на фотографии не будут соответствовать реальности. Чтобы не исказить фигуру жи- вотного, установите объектив на фокусное расстояние 50 мм и снимайте на уровне глаз животного. Такие снимки смотрятся намного лучше, чем при съемке стоя. Нижний и верхний ракурсы исказят пропорции. При съемке снизу ноги будут длиннее, а при съемке сверху голова будет казаться больше. Широкоугольное поло- жение объектива еще больше усилит этот эффект. У каждого животного есть свои характер- ные положения, движение и т. д. Старайтесь поймать именно такие моменты. Определите, горизонтальное или вертикальное располо- жение лучше подходит для выбранного жи- вотного, выберите, в какой позе вы его будете снимать.
Творческий подход
Сделайте несколько кадров, серию снимков. Делайте снимки с дальней и близкой дистан- ции, экспериментируйте с зумом, наклоном камеры, точкой съемки. Снимки будут раз- ными. Если ничего не получается, животное не хочет вам позировать, уйдите и вернитесь вновь. Часто пауза в съемке дает неплохой результат. Вернитесь к съемке вновь, и вы заметите что-то новое. Не старайтесь всегда захватить животное целиком. Если не по- лучается поместить его в кадр полностью, ничего страшного. Главное, не «резать» жи- вотное как попало, делайте портрет крупным планом . Вы даже можете оставить часть морды. Покажите крупно морщины, шерсть. Главное, чтобы на снимке получились резкими глаза, а также оставались нос и рот. Животное крупным планом — это портрет. Сфотографируйте крупным планом голову, старайтесь, чтобы голова животного заполнила большую часть кадра. Старайтесь исключить отвлекающие, ненужные элементы: посторонние яркие цветовые пятна, ограду и т. д. Установите вручную большую диафрагму или режим «Портрет», чтобы максимально размыть фон. Особо интересно смотрятся жанровые снимки. Снимайте животных в тот момент, когда они резвятся, когда у них хорошее настроение, во время игр . Снимайте животных вместе с людьми, если увидите привлекательную сцену Наблюдательность, терпение, фантазия, позволят проникнуть в мир животных, понять психологию животного в неволе «Вживитесь» в образ и сделайте необычные снимки.