Выдержка и движение
Если ваша камера позволяет выставлять выдержку вручную, вы, конечно, можете снимать разные движущиеся объекты. Но, как говорит Тим Дэйли, главное — вовремя нажать на спуск Значение выдержки определяет время, в течение которого сенсор камеры открыт свету. Эти значения, так же как и значения диафрагмы, стандартны, и измеряются они дробными числами в долях секунды — 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2. Только обычно числовой ряд выдержек включает в себя лишь знаменатели этих дробей.
Понятно, что при выдержке 1/1000 сек. затвор открывается на совсем короткий отрезок времени, меньше, чем на мгновение, а при 1/2 сек. это время существенно увеличивается. Как вы уже могли заметить, соседние значения выдержки либо увеличивают, либо уменьшают время экспонирования, а следовательно, и количество света, попадающего на матрицу, ровно в два раза.
Некоторые цифровые камеры обладают существенным недостатком. Он заключается в том, что перед каждым следующим кадром необходимо ждать, пока предыдущий запишется в память камеры (это называется эффектом задержки спуска).
У КАКИХ КАМЕР ЗАДЕРЖКА БОЛЬШЕ
Многие современные оснащаются встроенной памятью (буфером), который может хранить несколько кадров в формате JPG или один-два кадра в форматах RAW или TIFF. Это сглаживает проблему задержки спуска, хотя и не убирает ее полностью. Больше всего от этого страдают бюджетные камеры, у которых встроенный буфер очень небольшой или отсутствует вовсе. У более дорогих цифровых компактных и зеркальных камер буфер значительно больше, так что вы можете без проблем сделать несколько снимков подряд.
Но даже если у вашей камеры недостаточно большой буфер, всегда можно приспособиться — выбрать такие параметры сохранения снимком в формате JPEG, чтобы задержка спуска не сильно мешала скорости съемки. Иногда помогает установка более быстрой (но и более дорогой) карты памяти. Что касается форматов RAW или TIFF, с ними даже продвинутые камеры будут давать ощутимую задержку — слишком большие файлы придется записывать на карту памяти после каждого снимка. Качество изображения в этом случае будет лучше, но скорость съемки упадет в разы.
РЕШАЮЩИМ МОМЕНТ
Но самое главное качество настоящего фотографа почти не зависит от скоростных параметров камеры. Оно приходит с опытом и заключается в интуитивном знании момента, когда нужно нажать на спуск, — в „тот самый момент". Лучше фотографы-документалисты и фотожурналисты развили в себе эту способность как шестое чувство, которое и позволяет угадывать, а точнее, чувствовать решающий момент.
Сам термин „решающий момент" впервые применил французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), основатель всемирно известного агентства Magnum Photo. Картье-Брессон считал, что каждый фотограф должен увидеть, когда объект предстает перед камерой в лучшем виде — этот момент он и называл решающим.
Вы можете развить эту способность, фотографируя человека, занимающегося каким-то обычным делом. Постарайтесь представить заранее, предугадать, как изменится поза и выражение лица этого человека в следующую секунду. Это важно и с точки зрения композиции, и с точки зрения поставленной задачи. Хороший результат обычно получается, когда вы смогли застать интересное выражение лица во время ключевого этапа действия.
Причиной же нерезких снимков часто является не плохая фокусировка, а движение самой камеры. Это
движение особенно заметно при выборе длительной выдержки, во время которой даже малейшее сотрясение камеры в результате нажатия на спуск непременно влияет на резкость. В результате получается нерезкий снимок вне зависимости от того, насколько хорошо вы сфокусировались.
ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ
Наиболее часто с этой проблемой сталкиваются владельцы цифровых компактных камер, когда при недостатке света пытаются сделать снимок с максимальным увеличением зума. Так как в режиме с максимальным фокусным расстоянием масштаб объектов в кадре значительно крупнее, то даже незначительное перемещение камеры сильно смещает кадр в видоискателе. Этому можно помешать, установив выдержку меньше 1/125 сек. Однако если вы по какой-либо причине не можете выставить короткую выдержку, воспользуйтесь штативом или найдите другую опору для камеры. А сверхдлиннофокусные объективы современных зеркальных цифровых камер требуют выдержку короче 1 /250 сек. — с увеличением массы повышается неустойчивость камеры. Если же света недостаточно, следует установить более высокую чувствительность (ISO) или воспользоваться вспышкой.
КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ ВЫДЕРЖКИ
При короткой выдержке удается запечатлеть мгновенные моменты действия. Короткие выдержки — ключ к успеху в спортивной фотографии и съемках животных. В этих жанрах не менее важным является выбор правильной точки съемки. В основном же при таких съемках действует следующее правило: 1/250 секунды достаточно для того, чтобы заснять обычное движение; для бега или прыжков потребуется 1/500 секунды; при очень быстром действии (гонках, мотоспорте, футболе) необходимо использовать выдержки 1/1000 и короче.
Когда вы выставляете очень короткую выдержку, матрица улавливает свет в течение совсем небольшого отрезка времени. Недостаток света можно компенсировать выбором больших значений диафрагмы, таких как f/2.8 или f/4 — при этом увеличивается диаметр отверстия, через которое лучи проходят в объектив. Если же недостаток света мешает использовать короткие выдержки, попробуйте увеличить чувствительность ISO с 200 до 400-800 — это помогает, но, как правило, ведет к потере качества изображения (появляется зернистость).
С другой стороны, движение в фотографии может быть очень выразительным, раздвигающим пространство инструментом для создания прекрасных динамичных снимков. Однако, чтобы отработать эту технику, вам придется сначала поработать с камерой, закрепленной на штативе. Поэкспериментируйте с более длительными выдержками — порядка 1/8 или S сек. Если же намеренного размазывания снимка будет недостаточно, попробуйте создать эффект движения, передвигая саму камеру.
Движущиеся объекты следует снимать под большим углом, чтобы в кадре остался след движения. Цифровые камеры высокого класса позволяют снимать в режиме „В", когда можно выставить сколь угодно длительную выдержку. При этом движущиеся источники света на фото выглядят как полосы, а статичные объекты остаются такими, как есть. Эта техника часто используется для съемок различных зданий, чтобы сконцентрировать внимание на особенностях архитектуры, сделав проходящих мимо людей нерезкими.
Для снижения уровня света в целях избежания пере-экспозиции при длительных выдержках очень часто используются нейтральные светофильтры кратностью от 2х до 8х. Кстати, эффект нерезкости можно имитировать в графических редакторах с помощью фильтра Gaussian Blur или других фильтров группы Blur.
ПРОВОДКА
Техника съемки с проводкой (по англ. — Panning) очень популярна среди любителей авто- и мотоспорта. Она помогает передать захватывающие впечатления от движения автомобиля на полной скорости. При этом камера отслеживает положение движущегося объекта.
Но для получения хорошего результата эта техника требует основательной практики и... да-да, простого везения. Займите такую позицию, чтобы объект двигался от одной стороны кадра к другой. Выдержку установите от 1/15 до 1 /60 секунды (в зависимости от желаемой степени смазанности фона). Как только объект появится в видоискателе — нажимайте на спуск и следите за объектом, двигая камеру синхронно с ним в направлении его движения. Когда затвор закроется, на снимке должно получиться резкое изображение объекта и эффектно размытый фон. Такой же эффект может быть применен и к обычным фотографиям с помощью фильтра Motion Blur в Adobe Photoshop и Photoshop Elements.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ХОРОШЕГО СНИМКА?
Фотография дает нам возможность увидеть в будущем то, что происходит сегодня, сейчас, в конкретный отрезок времени. И это относится не только к каким-то спортивным мероприятиям или событиям особой важности, но и к повседневной жизни. Конечно, фактор удачи нельзя переоценить, но настоящие фотографы создают свою удачу сами, появляясь в нужное время в нужном месте.
Если вы хотите попробовать себя в жанре документальной фотографии, вы сможете достичь больших успехов, только если всегда будете держать камеру при себе включенной, на ремне или в кармане, и она будет настроена для съемки быстротекущих событий — короткая выдержка, большая диафрагма.
Такие кадры, как этот, появляются мгновенно, и если вы не готовы сделать снимок, вам останется лишь сожалеть об упущенной возможности. Фото прыжка этой собаки было сделано в самый подходящий момент.
СКОРОСТЬ СИНХРОНИЗАЦИИ ВСПЫШКИ
У многих цифровых зеркальных камер есть встроенная вспышка, которая работает в полностью автоматическом режиме. Если используется внешняя вспышка, необходимо правильно выставить выдержку. У любой зеркальной камеры есть минимальная скорость синхронизации со вспышкой, например, 1/125 или 1/250.
В случае же, когда выбрана более короткая выдержка, на снимке появляется характерный дефект, вызванный тем, что шторка в таких условиях открывает лишь часть матрицы. Поэтому, если у фотокамеры отсутствуют специальные режимы для внешней вспышки, все настройки следует производить вручную. Ориентируясь на скорость синхронизации, вы сможете избежать подобных дефектов. Большинство неприятностей случается, когда камеру оставляют в режиме автоэкспозиции или в режиме приоритета диафрагмы, в то время как выбрана короткая выдержка для компенсации яркого света.
НАЖИМАЕМ НА СПУСК
У большинства цифровых камер затвор электронный, так что при нажатии на эту кнопку вы не услышите заветного щелчка, которым так радовали старые механические камеры. Разве что звуковую имитацию этого щелчка.
Одна из особенностей зеркальных цифровых камер — у них видоискатель закрывается зеркалом во время экспозиции, в то время как у компактных камер видоискатель не совмещен с объективом, и никакого затемнения не происходит.
ТИМ ДЭИЛИ tim@photocolled ge.co.uk
DIGITAL PHOTO camera